В степи тоже водится рыба

В этом году на середину осени у меня была запланирована поездка на охоту в Дагестан и Калмыкию. И вот это трехнедельное путешествие позади. Остался ли я доволен? Конечно! Как можно побывать в новых местах, плавать, нырять, стрелять рыбу, на утрянках и вечерках стрелять утку и остаться недовольным?!

В Минводах меня встречал Геннадий, а к середине дня и Владимир подъехал. Между прочем, он в одиночку на своей «Ниве» добирался до своих родных мест трое с половиной суток. С Нижневартовска. Объединив наши усилия, закупив провиант, загрузив снаряжение для обычной и подводной охоты в два белых коня ("-Нивы»), мы взяли курс на дагестанский город Кочубей.

Получение путевок на право охоты заняло час времени. При этом наши кошельки похудели, аж, на 70 рублей! Именно такую мизерную плату берут за право ежедневно отстреливать 15 уток(в том числе 5 гусей) весь охотничий сезон. Еще нам охотовед сказал, что мы можем ловить по 20 килограммов рыбы. Столь демократичных правил и щедрых норм я не встречал ни в одном регионе России.

Час езды от Кочубея по асфальту, еще полтора по степи и мы остановились у одного из приемных пунктов Широкольского рыбокомбината. Его хозяева, друзья Геннадия, были нам очень рады и предоставили для проживания лучшие апартаменты – железный фургончик на колесах. В пятидесяти метрах от нас из артезианской скважины бежала чистая, абсолютно пресная вода, что для тех степных районов довольно редкое явление.

Уже на следующий день мы начали осваивать округу. Она оказалась чрезвычайно богатой на летающую и плавающую живность. Находились мы, как выяснилось, у озер и ильменей, которые соединяются с рекой Кумой. А река эта с некоторых пор и не без участия человека впадает в Каспийское море. Места эти вполне можно назвать «медвежьим углом», но не столько за отдаленность, сколько за малолюдность. За неделю нашего там пребывания мы лишь однажды встретили рыболовов на двух машинах.

Местной утки (в основном, это чирок) в тех местах не много, а очень много. Проезжая днем мимо небольшой «лужи» метров 700 на 100, мы могли наблюдать на ней до тысячи штук. Интереса ради стреляли в воздух и любовались одновременным их взлетом – кра-сотища необыкновенная! Всякий охотник знает, как замирает сердце при виде такой картины. А под утро приезжали к такому водоему, устраивали себе подобие шалашиков, расставляли чучела и ждали рассвета. Утки начинали налетать еще по-темному, а потом летели и летели все время. Полет у чирка стремительный, и цель это маленькая, поэтому мазали мы много. Патроны исчезали с катастрофической быстротой. Но остановиться было очень трудно, особенно мне, так как охотничье ружье лишь раз в год беру в руки. А охоту на утку искренне и давно люблю.

Посидев на утрянке и ощипав потом добытых уток, отправлялись на подводную охоту. Для этого хобби мест и условий там тоже хватает, хотя и не все озера достаточно прозрачные. Мы успели лишь немного познакомиться с тремя из тех, где можно плавать. Из первого вынесли с Володей (Геннадий обеспечивал нас с лодки) с десяток сазанов. Со второго – хороших щук. А в последнем охотились дважды и оба раза очень удачно. Мой сибирский друг был в восторге от охоты, так как перекрыл все свои прежние достижения, как по видам рыб, так и по их размерам и весам. У себя в Сибири он ничего подобного не испытал за все пять лет своих занятий подводной охотой.

Увы, все хорошее слишком быстро заканчивается, закончилось и наше пребывание в дагестанских степях. Геннадию необходимо было вернуться в Минводы, а мы с Владимиром отправились дальше – в соседнюю Калмыкию. Там, в городе рыбаков Лагани нас ждали друзья.

Хорошо иметь добрых друзей. В Лагани нас встретили, поселили, привезли оформленные путевки на право охоты, баньку с дороги устроили. А уже на следующее утро повезли на водоем, где мы добыли трех сазанов и пару добрых щук. От города при этом и двадцать километров не отъехали. Потом было еще одно озеро, где с добычей нам повезло уже больше.

Особенностью как этих, так и дагестанских водоемов, в которых мы охотились, было то, что они соединяются с морем. В зависимости от ветров, в них вода либо прибывает, либо убывает, то есть создается пусть маленькое, но течение. Поэтому рыба в них ведет себя более активно, нежели, например, в астраханских ильменях. Особенно это важно в осеннее время, когда с похолоданием воды активность рыбы и так резко снижается. А охота на «мертво» стоящую рыбу, не интересна и больше смахивает на простое убийство. Еще нам организовали очень наглядное и интересное знакомство с трудом местных рыбаков. Мы с ними трое суток провели в море, наблюдая и помогая вентерями ловить частиковую рыбу: сомиков, щук, карасей, красноперку, линей, лещей и окуней. Подводная охота в том месте, хотя мы и пытались, не очень-то удалась. Сазанов и достойных сомов там не было, а щук, карасей и прочую мелочь стрелять не имело смысла – они все равно пропали бы. Погода стояла очень теплая, будто и не конец сентября вовсе.

В последние три дня нашего пребывания на калмыцкой земле мы совершили еще одно маленькое путешествие. На этот раз не на лодках и катерах, а на самом мощном российском вездеходе – ГАЗ-66. Немного по асфальту, потом по грунтовке, затем просто по степи мы удалились от города на 60 километров к югу. В конце пути наша машина проламывала себе дорогу через густой, четырехметровый тростник. Я залез на крышу вездехода, и передо мной на сколько хватало глаз предстало море тростника. От горизонта и до горизонта на все четыре стороны! Чтобы устроить полянку, мы кружили на машине, приминая тростниковый лес. Водоем, вблизи которого мы остановились, так же соединялся с морем, но на то время уровень воды был очень низкий: в болотных сапогах можно пройти почти везде. Утки было намного меньше, чем в Дагестане, но тут уже утка крупная, в основном различные виды нырковых и лысухи.

В последний день, перед вечерней охотой на уток я все же натянул гидрокостюм и полез в воду. «Все же» я написал потому, что водоем уж больно мелкий, хоть и большой, и не слишком верилось, что там осталась крупная рыба. Однако мои опасения оказались напрасными. Первым я нашел хорошего, килограммов на восемь сазана. Он лежал на глубине полметра ко мне башкой, и моя стрела, войдя ему в лоб, вышла у хвостового плавника. А потом пошли щуки. Пожалуй, столько хищниц я не встречал еще ни разу. Медленно продвигаясь вдоль края тростникового островка, через метр-полтора, максимум два я видел приличную щуку. А то и две, а то и три! Средний размер 1,5-3 килограмма. Одну взял на четыре, еще такую же видел, но к тому времени уже перестал их стрелять. Проплыл я буквально метров 150—200, и плавал не больше часа. Думаю в этом большом озере где-нибудь есть места поглубже, и там вполне можно было найти очень даже трофейных сазанов и щук. из Лагани, мы получили приглашение приехать к ним весной. Вот тогда, сказали наши новые друзья, вы увидите, что такое много рыбы