На озере Шлино

На границе Тверской и Новгородской областей, не так далеко от северного Селигера, расположилось потрясающее по красоте озеро Шлино, имеющее форму слегка изломанного треугольника. Заросшие камышом заливы, несколько живописных островов, почти сплошь песчаное дно и покрытые хвойным лесом берега с редкими селениями, дома и баньки которых подступают к самой воде, – все это не оставляет равнодушным хоть раз побывавшего здесь рыболова, туриста или просто отдыхающего.

Нас было трое. Мы остановились в Доме охотника и рыболова Березайского охотхозяйства, принадлежащего Военно-охотничьему обществу. Расположен он на лесной опушке недалеко от деревни Красилово и имеет гостиницу казарменного типа, рассчитанную на 50 человек. В Доме охотника и рыболова мы взяли напрокат моторную и весельную лодки. Из беседы с директором охотхозяйства я выяснил, что славится озеро крупной глубинной щукой. Как потом оказалось, она имеет несколько необычную, бронзоватую окраску, а поимка особей размером в 3–5 кг для этих мест обычное явление. Еще я узнал, что, кроме щуки, в водоеме можно с успехом половить окуня-горбача, леща, увесистую плотву, красноперку и линя. В холодную пору, особенно зимой со льда, берет налим, иногда довольно внушительных размеров. Средние глубины озера 4–6 м, у берегов довольно обширные зоны песчаного мелководья, нередко с островками урути и коряжником, ближе к середине водоема встречаются ямы до 10 м.

Большинство приезжих рыболовов здесь ловят щуку троллингом. Некоторые из них довольно «круто упакованы»: привозят с собой красивые лодки на прицепах, дорогие моторы. Маститый щукарь на этом озере обязательно имеет при себе эхолот, поскольку на бескрайних просторах песчаного дна щука находится чаще всего на бровках или на другом выделяющемся рельефе. Кроме того, эхолот покажет наличие на дне топляка. Один наш знакомый рассказывал, что он не раз спасал дорогие приманки, обходя лежащие на дне бревна, которые обнаруживал эхолот. Однажды, когда лодка шла несколько быстрее обычного, а эхолот неожиданно показал на дне топляк, его жена не успела вовремя подмотать леску, и они лишились самого уловистого воблера. Кстати, как я понял, троллинг – это занятие, идеально подходящее для семейного отдыха. Недаром на Шлино мы видели столько рыбачащих семей.

Что касается троллинговых приманок, то на этом озере лучше всего работают большие глубоководные воблеры: крупные 20—25-см виброхвосты на 40—60-г джиг-головке и «колебалки» белого цвета размером от 10 до 18 см. Неплохо показал себя давно используемый рыболовами «Шторлинг».

Не имея достаточного опыта в ловле троллингом, мы с Геннадием Пантелеевичем не решились заниматься этой ловлей в первый день. Мы остановили «Казанку» над каменистой грядой у ближайшего острова, о которой нам рассказали местные рыболовы, и стали ловить на спиннинг. Дно в этом месте было без резких понижений, а глубина составляла 1,5–2 м. На втором забросе я поймал на «Muran – Tony-z», с белым лепестком окуня на 400 г. Окунь здесь темного цвета, словно подкопченный. Еще один заброс в то же место – и снова такой же красавец бойко заходил на леске. К сожалению, мы забыли положить в лодку якорь, и ветер быстро отнес нас от уловистого места. Точку концентрации крупного окуня мне потом найти не удалось, как мы ни старались. После этого поплыли к приостровным камышам и укрылись за растущим на острове лесом от ветра. Лодку сносить перестало.

Поскольку вблизи камышей было много островков, плохо заметных на ряби водорослей, пришлось перейти на ловлю «вертушками» с легким сердечником, однако, кроме нескольких средних окуньков, нам поймать ничего не удавалось. Забросы получались близкие, не далее 30 м, особенно если бросаешь в сторону ветра. Лодку даже за островом заметно сносило, поэтому она могла в ближайшем окружении распугивать «крупняк» – кидать на такое расстояние было малоэффективно. Рискуя иметь частые зацепы, я снова перешел на «Muran» – эта небольшая блесна на плетенке 0,12 мм летела у меня метров на 60. В это время мой напарник как раз предложил перейти на моторе на другую оконечность острова. Пока он его включал, я сделал заброс к камышам, и в момент касания блесной воды ее схватила щука килограмма на полтора, которая вскоре была подхвачена в подсак. Вскоре курсирование вдоль камышей принесло нам еще несколько небольших щук. Радовало, что «шнурки» не попадались. Для себя я еще раз отметил, что в слишком яркий день при ловле на мелководье забросы лучше делать в сторону солнца – тогда оно не будет слепить преследующего блесну хищника. Судя по окуню, который иногда шел за блесной до самой лодки и не брал ее, хищник был малоактивный. Иногда окуня удавалось спровоцировать на хватку неожиданным замедлением проводки.

Удивительно, но когда я потерял уловистый «Muran» (он улетел во время неудачного заброса вместе с перетершимся вольфрамовым поводком), клев у меня прекратился. У меня еще был в запасе аналогичный «Muran» с черным лепестком, но сколько я его ни бросал, он себя не показал. Я раньше на эту модель «Muran» с успехом ловил голавлей и язей, но на данном водоеме их мало.

В целом первым днем рыбалки мы остались довольны. Когда подъезжали к деревенскому причалу, где ставили под замок «Казанку», встретили нашего третьего товарища, Валерия Степаныча, который как раз только выгребал из прибрежных камышей. Он радостно рассказал, что клев подлещика был отменный, правда, крупного попалось мало, и продемонстрировал нам поднятый со дна лодки набитый рыбой садок.

На следующий день, анализируя опыт ловли Степаныча, я решил далеко не ходить, а ловить взабродку вблизи деревни. Едва только рассвело и вдали на озере стали проступать туманные очертания островов, я надел забродные штаны и зашел в камыши слева от причала. Там есть свободные оконца чистой воды – вот в них я и стал опускать мормышку кивковой удочки. Из насадки использовал навозных червей, которых Степаныч накопал у себя на даче. Пробовал ловить на опарыша – рыба себя не проявляла. Уже через несколько секунд последовала поклевка, и, сложив телескопическое удилище, я подвел на короткой леске к подсаку довольно крупную плотву. Затем стали то и дело жадно клевать маленькие подлещики. Я решил поискать в камышах другое оконце. Когда перешел на новое место, сразу поймал два трехсотграммовых подлещика, но затем опять пошла мелочь.

Решил прикормить место. В заплечной сумке я имел прикормочную смесь, которая состояла из сухой прикормки «HI-PRO Specimtn» от Боба Надда (50 %), сухих хлопьев «Геркулес» (20 %), пшеничных отрубей (15 %) и пареной пшенки (15 %). Спустя несколько минут после прикармливания клев мелочи активизировался. Она стала клевать на каждом забросе. И вдруг уверенный наклон кивка, и я почувствовал, что мормышку схватила стоящая рыба. Несколько минут борьбы увенчали мою победу над шестисотграммовым подлещиком. На следующем забросе клюнул примерно такой же, потом другой, уже небольшой, но лещ. Я понял, что подошла стая, которая отогнала мелочь. Вот это была рыбалка! Крупный подлещик брал жадно и постоянно, как при планировании мормышки – у дна и вполводы, так и при ее незначительных колебаниях у самого дна. Мормышку использовал небольшую – черную «капельку» с крючком № 10. Для крупного подлещика мелких червей (по 2–3 штуки) насаживал пучком. Иногда случались сходы, и рыба отходила. Тут же начинала клевать мелочь, в том числе плотва и красноперка. Тогда я подбрасывал немного прикормки, после чего клев крупной рыбы возобновлялся. Вскоре садок уже тяжело оттягивал мой поясной ремень, и я отправился узнать, как идут дела у Степаныча – он ловил в камышах неподалеку. Мой товарищ также напал на крупного подлещика и привлек стаю прикормкой. Но что интересно, пробуя ловить на поплавочную удочку в разных участках камыша, он в одном месте поймал двух линей граммов по четыреста, и еще у него случился обрыв поводка 0,15 мм – клюнуло что-то серьезное.

Наконец дошло дело и до троллинга. Третий день мы решили посвятить полностью ему. Встали довольно поздно. Наши новые друзья нам сказали, что за щукой раньше девяти часов выходить не имеет смысла. Вообще же она активно берет здесь с 9 до 11 часов, потом с переменным успехом ловится до вечера, с наступлением сумерек клев прекращается. Но уже вчера эти правила были опровергнуты: когда стало смеркаться, мы подплыли к продолжавшим блеснить с лодки рыболовам. Они сказали, что продолжают ловить от нечего делать, мол, клева уже не будет, как тут же на наших глазах у одного рыболова произошла поклевка, и он вытянул в лодку хорошую щуку. Это произошло у самой деревни.

Во всяком случае, в заключительный день мы с Геннадием Пантелеевичем собирались ловить до упора. Валерий Степанович, как и в предыдущие дни, отправился на лодке в камыши с поплавочной удочкой. Из троллинговых приманок у нас были только большие «колебалки» да пара средней величины воблеров. На причале Геннадий Пантелеевич встретил знакомого рыболова из Вышнего Волочка – Валерия с женой и сыном. Тот похвалился новым эхолотом, продемонстрировал нам огромные воблеры и виброхвосты, сказав, что только такие здесь и могут соблазнить крупную щуку, а ловля на железки типа «Шторлинга» – это уже прошлый век. Валерий порекомендовал нам, поскольку у нас нет эхолота, пройтись вдоль противоположного берега на расстоянии 100–150 м от оного до второго мыса – якобы там он недели две назад неплохо ловил щуку. Сам же он со своим эхолотом будет отыскивать новые «точки». Мы последовали советам Валерия с учетом того, что в первый день нашего приезда одни рыболовы неплохо половили щуку над подводной банкой, которая располагалась где-то между вторым мысом и островами. По словам тех рыболовов, вблизи банки из воды должны торчать колья, возле которых часто ловят лещатники.

У нас было заброшено два спиннинга – удилища мы держали в руках. Отпуск приманки у меня был метров 100, а у напарника – метров 50. Вначале поставили глубинные воблеры, потом перешли на финские «колебалки». Скорость хода моторки была самая малая, иногда чувствовалось, как приманка прыгает по ракушечнику (изредка мы вытаскивали зацепившихся за крючок беззубок) или по каменистой гряде. Но в основном шло идеально чистое песчаное дно, так что, казалось, приманка двигается в толще воды, и тогда я начинал нервничать, просил еще сбавить обороты, чтобы опустить блесну ниже или прицеплял дополнительное грузило. Но все оставалось по-прежнему.

Мы прошли на моторе уже километров пять, не увидев ни единой поклевки. Наконец нашли подводную отмель на середине озера, о которой рассказывали удачливые рыболовы. К этому времени я уже ловил на обычный «Шторлинг». И вдруг кончик моего спиннинга задергался, удилище стало вырываться из рук. Я сделал подсечку, сразу попросив Геннадия Пантелеевича включить холостые обороты мотора. Подматывал я достаточно быстро, уверенный, что кевларовый поводок и плетенка 0,16 мм выдержат и не такую рыбу. Тем не менее щука успела сделать свечу, и мы увидели, что экземпляр попался довольно хороший. Вскоре мой напарник подцепил вместительным подсаком примерно трехкилограммовую щуку. Кстати, о подсаке. Геннадий Пантелеевич рассказывал, что когда он был здесь в прошлом году, то за два часа хода от деревни Красилово в сторону деревни Каменка у них было пятнадцать хваток щуки, но в результате в лодке оказалось только шесть трофеев. И все из-за того, что подсак был маленький и мелкий для такой крупной щуки – ударившись об него, она уходила.

Вскоре я почувствовал, что снова пошла глубина, и сказал Геннадию Пантелеевичу, что еще раз надо пройти над банкой. Он стал разворачиваться по широкой дуге, но вдруг его хваленый американский моторчик заглох. Два дня он нас не подводил – работал отменно. А тут не заводится. Мы стали разбираться и обнаружили течь выше бензонасоса. Похоже, полетела прокладка. Мы как не специалисты, а просто пользователи не знали, что с этим делать. Перекрыв краник поступления бензина, решили идти на веслах к базе. С тяжелой «Казанкой» работа предстояла нелегкая – по прямой километра четыре, не меньше. После двух часов попеременной работы на веслах, когда уже были в километре от деревни, увидели идущую на нас моторку. При ее подходе узнали Валеру с женой и дочкой. Он взял нас на буксир, сказал, что они с утра успели поймать трех солидных щук на продемонстрированные нам приманки.

Наконец мы прибыли к причалу. Там уже разгружалась еще одна знакомая нам рыболовная семья. Я подошел к Владимиру и Любе поинтересоваться уловом и увидел, как их сын Ваня раскладывает на носу лодки щук. Все – от 2 до 4 кг. Неплохо! Спросил, на что ловили. Оказывается все до единой щуки были пойманы на обыкновенный «Шторлинг». Вот и пойми, чему верить – новому или старому. На эти мои размышления стоявший на причале местный рыболов заметил:

– Когда она здесь берет, она ловится на все.

Я думал, мы на этом успокоимся. Но когда я прикемарил днем в гостинице, пришел Геннадий Пантелеевич и радостно сообщил мне, что он взял у директора базы «Ветерок» и уже приладил его к лодке. Осталось только выйти троллить. Пошли в сторону островов вдоль нашего берега. Вначале ничто не предвещало грозы, но вскоре горизонт быстро потемнел, и начали сверкать молнии. У островов увидели Валерину моторку, подплыли. К предыдущим трофеям он прибавил еще три – одна щука на вид весила килограммов шесть. Валера сказал, что всех щук он взял вдоль бровки, которая тянется на несколько сот метров между ближним островом и левым берегом. Когда мы поплыли, Валера стал корректировать руками направление. Но гроза быстро приближалась. Геннадий Пантелеевич сказал, что на воде при такой грозе находиться опасно. Я тянул до последнего. Дождя еще не было, но молнии падали уже совсем рядом, когда мы, быстро убрав снасти, пошли «на всех парах» к базе.

Только мы причалили, с неба вдруг хлынуло такое количество воды вперемежку с градом, что спинам стало больно. Мы побросали вещи в кунх, в котором хранили свои снасти, и сами залезли в него. Расселись по стенкам, так как посередине крыша сильно текла, и стали смотреть на потоп через открытую дверь. Неожиданно налетевший шквал ветра толкнул массивную железную дверь, и она захлопнулась. Я стал нашаривать руками внутреннюю ручку, но ее не оказалось. Мы были как в западне. Случись что, нас будут долго искать. Ни одного окошка, некуда даже крикнуть.

Ливень продолжался около двух часов, потом стал стихать. Я посмотрел в одну из дырок (видимо, кто-то когда-то стрелял в кунх картечью): увидел приближающуюся к причалу женщину. Стал громко стучать в дверь. Потом, когда женщина приблизилась, я попросил ее повернуть ручку снаружи. Оказывается, они с мужем на мостике, идущем от причала, забыли садок с рыбой, и рыбачка пошла за ним, а то бы еще неизвестно, сколько мы здесь сидели, ведь был уже вечер…

На следующий день мы уезжали в Москву, с грустью расставаясь с этим красивым озером. Мы не жалели, что поймали меньше, чем другие. Зато мы опробовали здесь разные способы рыбалки и испытали экшн.

Напоследок мне хотелось сделать несколько пейзажных кадров, и я уговорил свою компанию заехать еще раз к деревенскому причалу. Я увидел старика с удочкой, стоящего в забродных штанах напротив бань. Он то и дело выхватывал из воды небольших рыбешек. Когда я приблизился к нему с фотоаппаратом, он сказал мне:

– Что ты крадешься ко мне, как к утке. Ты иди вон лучше мою бабку сфотографируй.

Оказывается, стоящая напротив дальних бань по пояс в воде не кто иная, как пожилая женщина. Она и этот старик, ее муж, ходят на озеро за мелочью для своей кошки и себе наловить на жаркое. Это ж сколько надо иметь энтузиазма, чтобы в преклонном возрасте ловить таким спортивным способом! Старик поделился со мной полезной информацией:

– Я ведь непросто так ловлю напротив бань. Ведь нонешние отдыхающие у бань устраивают пирушки, а пищевые отходы они бросают в воду. К тому же, когда купаются, ногами дно баламутят. Вот рыба и крутится здесь – ищет питание.

В завершение хотелось бы сказать, что из озера вытекает не менее красивая и рыбная речка Шлино, которая, пробежав по лесистой местности около ста километров, впадает в Вышневолоцкое водохранилище. Тот, кто любит байдарки и рыбалку, получит от сплава по реке незабываемые впечатления. В ней, кроме тех рыб, которые водятся в озере, обитают голавль, язь, хариус, ерш, пескарь.