РЫБАЛКА ЗА РУБЕЖОМ

За форелью в страну басков

Север Испании, где мне довелось побывать, – это гористая местность. Кантабрийские горы переходят в Пиренеи. Как раз на стыке двух этих горных систем находится родина басков, которые, как известно, хотят отделиться от Испании и потому постоянно устраивают в стране различные неприятности. Вот сюда-то я и задумал отправиться на рыбалку. Сподвигнула меня на эту поездку вычитанная моим другом информация в местной газете о том, что на реке Нервион вблизи Бильбао недавно проходили соревнования по ловле форели нахлыстом. Вскоре подвернулся и транспорт – владелец автомобиля, эмигрант-украинец, друг моего друга, также проживающий в городе Сантандер, оказался заядлым рыболовом. Он помог оформить лицензию на ловлю форели и составил мне рыболовную компанию.

Выехали мы рано утром и, совсем немного отдалившись от побережья, устремились в горы. Они здесь не очень высокие, местами покрыты лесом, но встречаются достаточно живописные ущелья с обнажениями скал и текущими внизу быстрыми речками. Владимир не раз бывал в Бильбао и хорошо знал форелевую речку, куда мы сейчас и направлялись. По дороге он рассказал, что однажды уже ловил там рыбу, причем довольно успешно, и что время для рыбалки мы выбрали самое подходящее, поскольку совсем недавно закончился двухмесячный запрет на ловлю, связанный с нерестом форели. Я же, зная способность этой рыбы быстро распознавать искусственные приманки, подумал, что после долгого отсутствия рыболовов на реке она не будет так осторожна. Владимир легко ориентировался в многочисленных указателях и разветвлениях дороги. Наконец петляния по горам окончились, и мы съехали в междугорье к древнему арочному мосту, стоящему каменным монолитом над быстрой рекой.

Остановив машину на уютной площадке, взяли экипировку, снасти и спустились к воде. Течение неширокой реки оказалось достаточно быстрым. А о глубине можно было судить по многочисленным валунам, разбросанным по всему руслу и торчащим из воды. Вблизи моста уже ловили рыбу несколько спиннингистов, в том числе симпатичная семейка – мама, папа и подросток-сын, экипированные по всем правилам. Однако видно было, что рыбалка у них не получилась. Лица у рыболовов были хмурые, как это пасмурное холодное утро. Володя предложил пройти вверх по течению еще несколько метров, по его словам, у моста осторожная форель была распугана. Вскоре нам открылись еще более живописные места. Показался краешек красивого букового леса, близко подступившего к реке, потом небольшой порожек с шумящей водой, а за ним встретились несколько поваленных в воду деревьев. Одно дерево упало с каменистого выступа, за которым река расширялась. Оно как бы отгородило небольшой заливчик с более спокойной водой от русла. Я посчитал, что это идеальное место для стоянки форели и с противоположного берега наискось отправил самодельную «вращалку» с удлиненным белым лепестком прямо под ветви (рис. 36). Бросал вверх по течению на границу суводи. Давая блесне углубиться и работать на снос, стал не торопясь подматывать, и вдруг как будто зацеп, но в следующее мгновение леска ослабла, снова натянулась, и на ней заходила рыба.

Рис. 36. Самодельная вращающаяся блесна с продолговатым лепестком: 1 – монтажные проволочки грузголовки и блесны; 2 – грузголовка; 3 – заводные колечки; 4 – бисер; 5 – вращающаяся скоба для монтажа лепестка; 6 – обжимное грузило (свинец); 7 – тройник

– Есть! – чуть не закричал я от радости, но вовремя спохватился. Чуткая форель не терпит шума.

Положив рыбу в перекинутую через плечо сумку, снова сделал заброс в то же место – и еще одна форель забилась на тройнике блесны. Эта была, однако, бойчее – она легко сгибала в дугу мой наилегчайший и очень короткий спиннинг, тянула под ветви, а после того как я удержал ее порывы, поднялась к поверхности и несколько раз выпрыгнула из воды. Вскоре все же борьба закончилась в мою пользу, и уставшую полукилограммовую красавицу я подвел к подсаку. Владимир, у которого с рыбалкой пока не ладилось, в это время подошел ко мне, но сколько мы теперь ни делали забросов под дерево – поклевок больше не было.

Отправились дальше, стараясь уделять больше внимания тем местам, где форель может отдыхать от сильного потока и одновременно подкарауливать сносимый течением корм. Так я бросал приманку за скопления валунов, за каменистые островки, за гнувшийся под напором воды кустарник. Мы поменяли массу «вращалок», отдавая предпочтение более контрастным, но не очень броским. Выбор мелких вращающихся блесен размером от № 000 до 1 у меня был большой. Попробовали все – от мюрановской «Mira» и некоторых моделей этой фирмы с «поющими» лепестками до «Blu Fox» различной раскраски, причем я еще дома поменял магазинное оперение большинства тройников на самодельные форелевые мушки контрастных расцветок. Все тщетно! Поклевок больше не было.

Мы уже успокоились и решили, что и двух форелек хватит, но неожиданно погода прояснилась, стало пригревать солнышко, природа преобразилась, радуя теплотой красок. И стоило ли теперь торопиться?! По мне, теплый день поздней осени во сто крат милее летнего. Мы сделали привал и прямо на берегу перекусили тем, что прихватили с собой на рыбалку.

После обеда решили продолжать ловить. Однако, зная по опыту, что в солнечную погоду в воде форель хорошо различает подвохи и на яркие приманки не реагирует, я стал использовать теперь самые неприметные блесны. Наконец сработала та, у которой лепесток изготовлен из тусклой латуни, покрытой бурыми и серыми пятнами. Бледная, бело-черно-розовая ершистая мушка на тройнике, очевидно, тоже сыграла свою роль. Заброс был сделан к обрывистому берегу, под которым шла глубина.

Вообще же говорить о том, что осенью форель держится только на самых глубоких участках реки, было бы неправильно. С осенним похолоданием, и особенно в посленерестовый период, эта рыба начинает усиленно кормиться. Она постоянно перемещается в поисках пищи с глубины на мель и, наоборот, – с мелководья на глубину. Дело в том, что осенью уже нет летающих насекомых, которых может приносить течение, и для форели основным кормом становится малек, который стоит на затишных участках до тех пор, пока там не появится форель. После удачной или неудачной охоты ей нужно искать новые перспективные участки.

Владимир на этот раз ушел от меня далеко вперед, и я не мог знать, как у него обстоят дела. Напоследок он сказал мне, что здесь слишком много открытых мест, а форель всегда ищет укрытия, и лес, куда он направляется, будет самым подходящим местом ловли, но топать туда далековато. Меня «не грела» эта перспектива – продираться по малопроходимому берегу. Конечно, открытые участки реки подвергаются большему рыболовному прессингу, да и рыбе здесь легче увидеть рыболова. Поэтому я старался делать забросы как можно дальше. Чтобы не шуметь, в воду старался не заходить, а ловил в основном с берега. Кроме того, я теперь больше экспериментировал с насадками и надеялся добиться успеха.

Очередная 300-граммовая форель досталась мне после того, как я сменил «вертушку» «Aglia Ultra Lites» на продолговатый мини-воблер от фирмы «Duel» (рис. 37). Он чем-то напоминает малька форели: темная спинка, серебристые бока. У меня была практика ловли форели на эти приманки, но по большей части на искусственно зарыбленных форелью водоемах, как за рубежом, так и у нас, в России. Однако было непонятно, как мини-воблер будет работать на быстром течении. Я испробовал проверенный ранее метод подтаскивания с паузами. При нем воблер, проводимый по мелководью, то уходит ко дну, то всплывает и сносится струей. Я старался выбирать участки, где течение было слабее, проводил приманки с мелководья на глубину. И вот в конце тихой протоки, за которой была яма, последовала поклевка, на самом свале. В дальнейшем поклевки случались и на границе быстрого течения, когда струя воды подхватывала мини-воблер и протаскивала его вдоль каменистых укрытий. Неплохо показали себя плавающие рапаловские мини-воблеры естественной раскраски, в частности «Minnow».

Рис. 37. Воблер фирмы «Duel»

Однако осенью быстро вечереет. В условиях ухудшающейся видимости я успел перейти на более контрастные мини-воблеры и теперь облавливал в основном мелководные, относительно тихие участки, при этом хорошо работал один рапаловский воблер с желтым низом. Практически все забросы я делал вверх по течению. Важно было тихо положить приманку и затем постоянно держать с ней контакт.

Владимир пришел, когда горы стали накрывать сумерки. Он сумел-таки поймать пяток некрупных форелей, но сказал, что дались они ему нелегко из-за трудных условий ловли: когда он заходил в воду, рыба куда-то исчезала, а с берега из-за подступавшего леса забрасывать было практически невозможно. Направляясь к машине, я высказал мысль, что ни в прошлую нашу поездку за карпами, ни теперь не видел на водоеме ни одного рыбинспектора или какого-то другого природоохранного работника, который бы поинтересовался у нас разрешением на право ловли. Но как раз когда мы поднялись к автомобильной стоянке, к нам подошел сухощавый пожилой человек с пером в шляпе. Он вежливо попросил показать наши пластиковые карточки на право ловли, которые мы ему и предъявили. Об улове он нас даже не спросил и тихо удалился.

– У басков не принято интересоваться достатком другого, – сказал Володя.